среда, 13 марта 2013 г.

К 125-и летию А.С. Макаренко


13.03.2013г. в стенах музыкальной школы прошло мероприятие, посвященное 125-летию со дня рождения украинского педагога и писателя А.С.Макаренко, под названием «Педагог с большой буквы». Его провели сотрудники Чугуевской ЦБС: Самко А.В. – заведующая методико-библиографическим отделом, Толмачева С.В. – заведующая библиотекой для детей, Трофимова В.В. – библиограф ЦБС. На мероприятии присутствовал заместитель директора по учебной части ООШ №2 Семеркова Людмила Григорьевна вместе с учениками 9-х и 10-х классов.


Кто же такой Антон Семенович Макаренко? 

Великий советский педагог и писатель, классик мирового масштаба в области воспитания молодежи, руководил трудовыми колониями для несовершеннолетних правонарушителей. Его имя внесено ЮНЕСКО в календарь выдающихся людей и исторических событий мира.





К сожалению, сегодня его имя незаслуженно забыто или упоминается очень редко. А  ведь  проблема  беспризорников также актуальна, как и во времена Макаренко. Согласно неофициальной статистике, в Украине  на улицах живут более 100 тыс. беспризорных детей.
Проблема, как мы видим, существует и в наше время, замечательно, что есть последователи теории Макаренко и она работает.
Педагогика Макаренко не устарела, время не перечеркнуло его идей. Современные проблемы возвращают нас вновь и вновь к педагогическим открытиям и литературно-педагогическому наследию, которые сделал Антон Семенович Макаренко. 
 

Этот год юбилейный, т.к.  исполняется 125 лет со дня рождения великого педагога и писателя – Антона Семеновича Макаренко.
Интересная деталь: давайте вернемся в юбилейный  1988 год. В юбилейном году столетия со д. р. педагога, Юнеско при ООН, объявило годом Макаренко, и почти во всех странах мира этот год достойно отмечался. Хотелось бы заметить, что самый первый научно-исследовательский центр, посвященный изучению жизни и творчеству  Макаренко, был создан в Германии./Теперь их много по всему миру/ Немецкие педагоги видимо первые в мире поняли, что Макаренко сверхталантливый педагог и стали его изучать и пропагандировать. Первым руководителем был немец Фрезе, затем сменил его Хилик.

Показательно, что в том же юбилейном  году в Марбурге на базе этого научно- исследовательского центра было выпущено 22 томное собрание сочинений Макаренко, там были работы, о которых мы даже по названию ничего не знали.
Любопытно, что у нас вышел лишь 8 – томник,/составители Гордин и Флоров/. В городе Киеве в издательстве «Радянська школа» был выпущен 9 том, дополнение к 8 – томнику. Итак, сравните, 22 тома в Марбурге против 9 в нашей стране, где родился Макаренко./Дистанция большая/
По числу переводов произведений Макаренко он не имеет равных в мировой педагогике. Занимает более чем почетное место в ряду выдающихся педагогов мира. На западе его считают не талантливым, а гением.
Итак, Гений родился  13 марта 1888 года в  городе Белополье Харьковского уезда, Сумской губернии. Он родился в подвальном помещении маленького двухэтажного домика. И вот отсюда из подвала, он поднимется к высотам мировой славы.
А.С. Макаренко окончил в Кременчуге  училище, а затем педагогические курсы, с чего и началась его педагогическая деятельность.
Его постоянно в чем-то обвиняли. Одним из самых грозных обвинений было то, что он общеобразовательной школы не знал. Но это далеко не так. Ведь педагогический стаж А.С. – 32 года. Это не мало, из них половину -16 лет работал в общеобразовательной школе.
В период работы в средней школе Макаренко сделал для себя вывод, что ему педагогических знаний не достаточно, и он поступает в учительский институт в Полтаве.
Как он учился? Как и в школе, только блестяще, выделяясь явно среди товарищей по учебе.
Интересный факт, когда учеба в Полтавском пед. институте была закончена,  профессура начала ломать голову: надо ведь выдавать итоговые документы, диплом об окончании вуза, (как в табеле успеваемости, предметы, оценки, которые получает ученик/студент, ни одного лишнего слова быть не может), но Макаренко настолько выделялся среди остальных студентов, что профессора принимают беспрецедентное решение и в официальный документ вписывают нешаблонные слова.
А слова были такие: Макаренко Антон, выдающийся по своим способностям воспитанник, он мог бы с успехом преподавать все общеобразовательные предметы, но особый интерес проявил к изучению истории.
1917 год - Полтавский институт позади. А в нашей стране начинается очень тяжелая пора: Октябрьская социалистическая революция и  гражданская война. Брат пошел на брата, сын против отца, спокойствия не было ни в одной семье. Кстати, брат Антона Семеновича - Виталий Семенович, принял сторону белых, во время гражданской войны Виталий служил в белогвардейской армии Деникина и был командиром полка. Еще один достоверный факт, выясненный сотрудниками марбургского научно-исследовательского центра (ФРГ),  Виталий не учился в Академии Генштаба в Петрограде - подготовку как офицер (в течение шести месяцев) он получил в родном Чугуевском военном училище. Во время революции  Виталий эмигрировал во Францию, проработал чернорабочим на металлургическом заводе и в судоремонтной мастерской, а также музыкантом на юге страны и позднее (с 1930 г. - действительно в Париже!) фотографом в собственном фотоателье.
Гражданская война и октябрьская революция провела раздел между людьми, одни оказались по-одну сторону баррикад, остальные по–другую. Макаренко принял идеи  революции и остался со своим  народом, строить светлое будущее. Но, что видит Макаренко, отчего у него сердце обливается кровью, по дорогам, улицам бегает множество голодных, босых, больных детей - беспризорников. В основном это сироты, у которых погибли или умерли от голода родители.
Революция и начало гражданской войны возвращают его в родной Крюков и там Макаренко работает директором Крюковского двуклассного ж/д училища где, когда-то начинал свой педагогический путь. В училище создаются ученический кооператив, трудовая община, с воспитательной целью вводятся военный строй, оркестр и флаг. Но после того как армия Деникина взяла Крюков, Макаренко неожиданно переезжает в губернский центр и по просьбе местной власти возглавляет 2-е начальное училище им. Князя Куракина. Осенью 1920 года он избирается членом правления местного профсоюза учителей российских школ, короткое время работает заместителем начальника отдела трудовых колоний при Полтавском губернском отделе образования.
И вот в сентябре 1920 года губернский отдел образования предлагает Антону Семеновичу организовать и возглавить учреждение для перевоспитания подростков с криминальным прошлым (из формулировки 20-х годов «морально дефективных»).
Про бесславное начало формирования колонии Макаренко напишет позже в «Педагогической поэме». С 1920 -1928 годы он работает в колонии под Полтавой. Колония разместилась в бывшем имении помещика Трепке (немца). Свою деятельность в колонии он начинал с трех нулей:      
1.- учебно-материальная база (3 барака «развалюхи»)
2.- кадры (педколлектива не было)
          3.- методическая литература (литературы о социалистическом воспитании, тогда еще не было)
Таким образом, с трех больших нулей Макаренко стартовал. А в колонию привозили преступников таких, бывало, громил (Косая сажень в плечах и рост под два метра) /Как в фильме «Бриллиантовая рука», когда подходит громила и спрашивает есть ли закурить/
Но постепенно из педагогического бессилия и напряженной борьбы с множеством невыносимых обстоятельств, рождается главный постулат педагогической закономерности Макаренко – как можно больше требовательности к человеку, как можно больше уважения к нему. Он также разработал совершенно новую педагогику, которую назвал «Педагогика параллельного действия».
Макаренко говорил: - «Парная педагогика: учитель – ученик, не наша музыка», т.е. устаревшая. Бывают такие трудные ученики, на которых воздействовать невозможно, можно убеждать, но это не поможет. Но если ты на трудного парня будешь воздействовать через коллектив, то коллектив любого сформирует. Против коллектива не пойдешь. Антон Семенович разрабатывал законы движения коллектива, а когда коллектив сформирован, в таком коллективе можно воспитать любого. Педагогика параллельного действия – это дело будущего.
Подтверждение этой теории мы видим на примере воспитанника Тубина, а по книге «Педагогическая поэма» Ужикова. Чем отличился, он крал у своих. Вообще это было смертельно опасно, т.к. там была такая «братва», которым «замочить» ничего не стоило. Так вот его поймали на «горячем», когда он тащил из тумбочки вещи одного из воспитанников. Его бы «порешили» сразу, был бы самосуд и его бы четвертовали, но спас Тубина – Ужикова именно Макаренко. Он сказал: - «Давайте будем его судить всей колонией». В результате Тубина поставили в центр круга, а вокруг колонисты и начали коллективно судить вора. Первое решение было такое: «замочить» (без шума и пыли, нет человека, нет проблемы). Но Макаренко сказал: - «Нам его дали, нам надо его перевоспитать и мы за него в ответе. Нет, пусть живет». Стали думать дальше, второе предложение – тогда его не кормить. Макаренко сказал: - «Но если человека не кормить, то это тоже фактически смерть. А мы за него в ответе, мы должны даже такого как он перевоспитать».  И тогда прошло все таки решение Антона Семеновича, но какое оригинальное: из колонии не выгонять, убивать не надо, кормить надо, он же человек. Дальше интересно, мы его освобождаем от работы. Тубин только мечтать мог о таком варианте.
Вы спросите: - «А в чем же наказание?» Тубин тоже не мог понять этого, на работу ходить не надо, кушать он будет. Правда была и концовка наказания, «но мы с ним не должны разговаривать», потому что он нас всех оскорбил, он крал у своих. Первый день прошел на мажорной ноте, он смеялся над всеми, но к концу третьего дня ему было не до смеха. А на четвертый день произошло следующее:   Тубин сам попросил общее собрание колонистов – горьковцев, он стал на колени перед всеми и, обливаясь слезами, просил только об одном: - «Говорите со мной!»/ К слову, сказать, впоследствии Тубин никогда больше не воровал, он действительно перевоспитался и в годы В.О. войны, пал смертью героя, защищая Родину, он не «посрамил» Макаренко. Из всех воспитанников Антона Семеновича за годы Великой  Отечественной войны  не было ни одного предателя, только герои./
На фоне всего этого происходит главное - растет, крепнет и закаляется коллектив колонии. Вскоре колония превращается в мощный воспитательный центр. Между тем растет и благосостояние колонистов. Колония берет в аренду и на протяжении нескольких лет отстраивает полуразрушенную помещицкую экономику, неустанно развивается по последним современным, на то время, тенденциям агрономическое и зоотехническое хозяйство, колония организовывает ряд кустарных мастерских.
Макаренко рисует  привлекательную перспективу  коллективную и личную для каждого воспитанника. Он говорил, что перспектива – это завтрашняя радость. Колонистская школа посылает своих самых лучших выпускников в средние и высшие учебные заведения. Победы колонии им. Горького стали предметом внимания и бурного обсуждения в обществе.
В мае 1926 года колонию им. Горького перевели на базу более численной, но очень запущенной колонии им. «7 ноября».  А летом 1927 года все воспитанники интернатовских учреждений  Харькова, около 6 тысяч человек, были объединены в так называемый Трудовой детский корпус, руководителем которого был назначен Макаренко.
Однако власть не одобрила почти ни одного из предложенных Макаренко уставных документов корпуса и заметно урезала финансирование. Обостряется идейное противостояние  педагога с руководящими образовательными центрами. Беспрецедентно, эффективно сформированная им воспитательная система подвергается жесточайшей критике, к которой подключаются  одни из самых влиятельных фигур того времени, такие как Н. Крупская и Анатолий Луначарский.
В 1928 году в колонию имени Горького прибыл сам Максим Горький, переписка с которым длилась долгие годы, его письма зачитывали перед всей колонией.  А в это время Макаренко выступал с докладом «О системе воспитания в колонии имени Горького», после чего педагогу было сказано «ваша система воспитания не есть советская». По тому времени это было равносильно приговору. Можно было только догадываться, в каком состоянии возвращается в колонию Антон Семенович, где его ждал Горький. Через несколько дней  писатель Горький уезжает из колонии, а Макаренко навсегда оставляет свое детище, он уходит из колонии, которую создал, с воспитанниками которой сроднился.
В скором времени он стал возглавлять коммуну имени Дзержинского. На протяжении следующих 7 лет деятельность А.С. Макаренко связана с коммуной, где его «беспризорной педагогике дали выразиться до конца». Тут он работает до 1932 года заведующим, а следующие три года только лишь начальником педагогической части коммуны. Объединив детский коллектив, Макаренко делает ставку на современное производство, как ведущий фактор воспитания.  Он ввел целостный педагогический процесс по формуле «4 + 4 + 4», что означает: воспитанники 4 часа учились в школе, четыре часа работали на производстве и четыре часа активно отдыхали в кружках (спорт, чтение, самообслуживание т.п.).
Что примечательно, его воспитанники получали четыре документа: аттестат об образовании, свидетельство о получении профессии, трудовую книжку и сберегательную книжку с деньгами. Когда они выходили из колонии, это были уже другие люди, и нравственно и морально, еще и с приданным.
Коммуна имени Дзержинского, благодаря трудам и усилиям Макаренко, также как и колония имени Горького, становится образцовой.
На протяжении 1932-1935 годов Макаренко заявляет о себе как достаточно зрелый писатель. При поддержке Максима Горького, издается ряд его произведений, которые средствами художественного слова передают драматическую историю педагогических поисков, обобщают бесценный опыт. Особое  внимание читателей привлекли книги «Педагогическая поэма» и «Марш 30 года». Свидетельством официального признания Антона Семеновича как литератора было принятие его в 1934 году в Союз писателей СССР.
В 1935 году, педагога внезапно переводят в Киев на должность помощника начальника Отдела трудовых колоний НКВД  Украины. Но вначале 1937 года Макаренко увольняется и переезжает с семьей в Москву и посвящает себя исключительно литературной и гражданско-политической деятельности. Следующие два года публикует «Флаги на башне», «Книгу для родителей», очерки, рецензии, статьи и т.д.. 30 января 1939 года А.С. Макаренко «за выдающиеся успехи и достижения в области развития советской художественной литературы» награждается орденом Трудового Красного Знамени.
А между тем сердце учителя было изношено, в кармане его гимнастерки всегда был листочек с адресом и фамилией. 1 апреля 1939 года Макаренко стоял на перроне и ждал электропоезда, в руках у него был сценарий фильма о воспитанниках. А рядом с Антоном Семеновичем  стояла старушка, у нее было два очень тяжелых чемодана, как только двери вагона открылись, он взял тяжелую ношу и внес их в вагон./Ему категорически нельзя было поднимать тяжестей с таким больным сердцем, но так был воспитан педагог, иначе он не мог/.  Ему стало плохо с сердцем, он только успел произнести: - «Я писатель Макаренко» и сердце педагога остановилось, /его сердце разорвалось напополам, как две половинки яблока/
Макаренко хоронили на Московском Новодевичьем кладбище. С разных концов страны слетелись его воспитанники по колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского. Одним из последних прибыл Калабалин, к тому времени орденоносец, его все ждали, прежде чем опустить гроб в  могилу. Ему дали возможность произнести какую-нибудь команду, и он сказал: «Под знамя коммуны, смирно!» Что интересно, последнее слово доверят произнести воспитаннику, который был хуже всех, но который стал человеком, это вчерашний вор - Тубин-Ужиков и он скажет: - «Ребята, я хороню сегодня своего отца, нет, у меня был другой отец, который  бил меня, издевался надо мной, а настоящим отцом стал для меня этот человек – наш Антон, он сотни трудных сделал настоящими людьми». 
Мир признал величие А.С. Макаренко и как педагога и как писателя. Красноречивое свидетельство тому, что вначале 2000 года немецкое товарищество научной педагогики внесло «Педагогическую поэму» в список 10 самых выдающихся книг 20 столетия.
Никто не спорит - любой вид семейного воспитания (в том числе патронажные семьи, семейные детские дома), лучше самого хорошего детдома. Но пока детские дома, интернаты и колонии для несовершеннолетних существуют, было бы замечательно, если бы  они работали по системе Макаренко. Там дети чувствуют себя комфортно, никуда не убегают и выходят в жизнь достойными людьми.
Если вас затронул этот великий педагог, вы можете ознакомиться с его творчеством в стенах наших библиотек и почерпнуть для себя много полезной и познавательной информации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий