пʼятниця, 11 січня 2013 р.

ШАРЛЬ ПЕРРО 385 лет со дня рождения (12 января 1628 — 16 мая 1703)

Жил некогда король и всеми был любим,
И так он был велик, премудр, прекрасен,
Любезен в мире, а в войне ужасен,
Что только сам с собою был сравним.
В стране его был мир, соседи трепетали,
А добродетель счастлива была,
И под его эгидой процветали
Художества и ремесла.


Ш.Перро. Ослиная Шкура: Сказка в стихах

Процветали они не сами собой, а стараниями талантливых людей, которыми и славен век Людовика XIV. К ним принадлежали также и пятеро братьев Перро.
Родились они в семье адвоката парижского парламента и все вышли в люди. Жан стал адвокатом, как отец; Пьер — генеральным сборщиком финансов Парижа; Клод — медиком и архитектором; Николя — доктором Сорбонны. А младший… как и положено в сказке, рос недотёпой. 
Шарль во всём уступал своим братьям, которые всегда были первыми учениками. В коллеже Бовэ, где они учились, он боялся открыть рот, хотя знал урок лучше многих. Мальчишки посмеивались над ним, и он часто плакал. Но в один прекрасный день Шарль заступился за новичка, слабого мальчика, над которым издевались одноклассники, и оттузил обидчиков. Потом сам вызвался идти к доске и блестяще ответил трудный урок. С этого дня он стал другим человеком — уверенным и смелым.
Настолько смелым, что, повзрослев, не побоялся оспаривать правоту учителя, а когда ему запретили участвовать в диспутах, оставил коллеж и вместе со своим другом продолжал учиться самостоятельно.
Упорные занятия и семейная традиция сделали Шарля Перро адвокатом. Правда, много позднее он записал: «Я считаю, что было бы очень полезно сжечь все книги судебных дел… нет ничего лучшего в мире как уменьшение числа судебных процессов». Поэтому, думается, без сожаления оставив судейскую карьеру, отправился он в высокое финансовое ведомство, где служил его брат.
Шарль Перро собирал налоги и писал стихи. В 1653 году они уже появились в печати. К тому же старшие братья, увлекавшиеся литературой, ввели его в великосветский салон, где бывали именитые авторы. Но 

…все таланты вас нимало не украсят,
Коль для того, чтоб ими прогреметь,
Нет крёстной маменьки в запасе.
Такой «крёстной маменькой» для Перро на долгие годы стал могущественный министр финансов Ж.Б.Кольбер. При нём он занял должность генерального секретаря в Интендантстве королевских построек и наблюдал за работой мастерской гобеленов, даже сам делал для них рисунки; трудился во славу короля в Академии надписей, был секретарём совета Малой Академии и государственным секретарём по культуре.
С 1671 года Шарль Перро — член Французской Академии, один из «бессмертных». Он возглавляет работу над «Всеобщим словарём французского языка». И вскоре становится главным участником настоящей литературной войны между «древними» и «новыми»; между теми, кто считал античные образцы непревзойдёнными, и теми, кто вслед за Шарлем Перро мог повторить строки из его поэмы «Век Людовика Великого»:
Античность, спора нет, почтенна и прекрасна,
Но падать ниц пред ней привыкли мы напрасно.
Ведь даже древние великие умы
Не жители небес, а люди, как и мы.
Само чтение этого произведения на торжественном заседании Академии по случаю выздоровления короля вызвало негодование среди «древних». Но литературные противники в конце концов вынуждены были примириться с мятежным академиком, который в этой же поэме сумел тонко прославить правление монарха, прозванного лукавыми придворными «король-солнце»:
Величья древних я не склонен умалять,
Но и великих нет нужды обожествлять.
И век Людовика, не заносясь в гордыне,
Я с веком Августа сравнить посмею ныне.
Продолжая борьбу с «древними», Перро выпустил в 1688-1697 годах четыре тома труда «Параллели между древними и новыми в отношении искусства и наук». Галантный версальский дух требовал изящества во всём. Поэтому герои книги вели учёные беседы, прогуливаясь в великолепных дворцовых парках.
Для Шарля Перро и сказки были «новыми» по сравнению с античными сказаниями, которым поклонялись «древние». Первыми он опубликовал стихотворные сказки — «Гризельда», «Смешные желания» и «Ослиная Шкура». А самый знаменитый сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» вышел в 1697 году. Истории о спящих красавицах, маленьких да удаленьких сыновьях, добрых падчерицах и злых мачехах рассказывали не одно столетие и до Перро. Рассказывали все по-своему. Особенными были и «Сказки матушки Гусыни». Читая их, нисколько не сомневаешься, что это сказки Франции, притом Франции времён Людовика XIV. Так, Мальчик с пальчик, победив людоеда, устраивается курьером при королевском дворе; сёстры Золушки, собираясь на бал, наряжаются точь-в-точь как придворные дамы Людовика-солнце, а в «Спящей красавице» засыпают все, кроме короля и королевы, потому что страну без короля невозможно было представить даже в сказке.
Книга Шарля Перро была подписана именем его сына Пьера д’Арманкура. Что заставило шестидесятипятилетнего академика поступить так? Об этом спорят не одно столетие.
Некоторые современные исследователи считают, что юный Пьер Перро участвовал в собирании народных сказок, записывал их в свою тетрадку и даже помогал отцу обрабатывать. Однако не подлежит сомнению то, что именно Шарль Перро стал для сказки той «крёстной маменькой», которая помогла Золушке превратиться в прекрасную принцессу.



Его сказки открыли настоящее «сказочное движение». У них появились продолжатели и подражатели. И не только книжные. Спящая красавица танцует в балете П.И.Чайковского. Золушка поёт в опере Дж.Россини и тоже танцует под музыку С.С.Прокофьева. Кот в сапогах шагнул на драматическую сцену в пьесе Л.Тика. Даже такой страшный персонаж, как Синяя Борода, обрёл вторую жизнь в опере Б.Бартока «Замок герцога Синяя Борода». А сколько героев Перро разговаривало с экрана! Что ж, выходит, прав был старый сказочник, когда писал в своем предисловии, «что эти безделки вовсе не безделки» и «заслуживают того, чтобы их пересказывали».
Надежда Ильчук, Маргарита Переслегина

Немає коментарів:

Дописати коментар