Чугуевская городская библиотека для детей |
Сегодня в стенах нашей библиотеки льется чарующая музыка известного польского композитора и пианиста Фредерика Шопена... Мы решили весь сегодняшний день посвятить его творчеству: вместе с детьми слушали знаменитые произведения Шопена, показали видео о его нелегкой жизни. Его произведения постоянно перезаписывают звуковые студии, его именем
называют не только музыкальные события, но и улицы, аэропорты и даже небесные
светила. Поэтому мы рассказали ученикам интересные факты о Шопене, об этом
удивительном человеке.
В начале нашей беседы мы задали ребятам такой вопрос: "А все ли любят
музыку?". Чтобы ответить на него, предлагаем представить себе, что музыка
исчезла из нашей жизни, не звучит она в концертных залах, оперных театрах, по
радио, в записях. Как бы мы жили в такой гнетущей тишине? Как побледнела бы
наша жизнь! Музыка – это искусство
особой эмоциональной силы, она не только может влиять на наше настроение, а и
проникать во внутренний мир каждого из нас.
Когда льется музыка, ты ощущаешь, что твоя душа трепещет, словно птица крыльями, вырывается из глубины и хочет слиться в одно целое с яркими красками звуков. Какую великую силу имеет этот набор, казалось бы на первый взгляд – простых звуков. Однако какая тайна спрятана в них, какое разнообразие стоит за этим, какое неповторимое величественное явление, созданное человеком зашифрованное знаками, согретое душой и озвучено сердцем. И у каждого из нас есть своя любимая музыка, которая вдохновляет, радует, утешает.
Влияние музыки на здоровье человека было интересно людям
ещё в древние времена. Музыка это наука о гармонии. Все
древние цивилизации земли (накопленный тысячелетиями огромный опыт) описывают
влияние музыки на человека, растения и животных.
Наши предки выделяли три направления влияние музыки на здоровье
человека:
1) На духовный план человека
2) На интеллект
3) На физическое тело человека
"Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет
болезни, смягчает любую боль и поэтому Мyдpецы Дpевности поклонялись Единой
силе Дyши, Мелодии и Песни." (Аpмстpонг "Кельтские поэты")
Полученные Пифагором сокровенные знания о божественной теории музыки, и
побудили его основать науку о гармонии сфер. Следствие этого, музыка утверждена
как точная наука. Пифагорийцы пользовались специальными мелодиями, которые
подавляли гнев и ярость. Ими также было замечено, что музыка положительно
влияет на интеллект. Их занятия математикой сопровождались музыкой.
Музыкой можно влиять на формирование человека, так утверждал
Аристотель и, что музыка положительно влияет на этическую сторону
души. Дошли до нас и исторические сведения о том, что большинство великих людей
древности применяли музыкотерапию. Царь Саул вылечился от депрессии благодаря
игре на арфе царя Давида. Великий врач древности Авиценна, наряду с диетой,
смехом и запахами, называл музыку «нелекарственным» методом лечения.
Посредством мелодий, человек как часть Вселенной, настраивается на гармоничное
звучание Космоса, обретает при этом физическое здоровье, духовную силу и
гармонию. Об этом писали древние трактаты.
Начиная с 19 века, современная наука уделяет достойное внимание музыке, как
методу лечения человека от всякого рода недугов. Накоплено достаточное
количество подтверждений этому, путём экспериментальных исследований.
Исследования продолжаются и ведутся они в нескольких направлениях: как влияют
отдельные музыкальные инструменты на живые организмы; как влияют отдельные
произведения композиторов; как влияет музыка великих гениев человечества; как
влияют на организм человека традиционные народные направления музыки. Знания
древних подтверждаются современными научными знаниями, что музыка –
колоссальный, мощный источник энергий, влияющих на человечество и каждого
человека отдельно.
Одного из таких музыкальных гениев породило именно 19 столетие. Им стал
великий польский композитор и пианист Фридерик Шопен.Именно музыка Шопена
покоряет силой мысли, чарующей красотой образов и безупречным совершенством
форм. Он сумел в своих произведениях сочетать наиболее смелые достижения
романтического направления с бетховенской динамичностью и интенсивностью
развития музыкальной мысли, с моцартовской ясностью и пропорциональностью
формы.
«Он – гений, - пишет в своем дневнике друг Шопена
Ян Матушиньский, - потому что возвысил
напевы нашего народа до великой эпопеи, потому что сумел рассказать о самом
сложном в человеческой душедоступным для всех языком. Глубоко доступным и
вместе с тем на редкость благородным и изящным. Его музыка – удивительный
пример высокой красоты, открытой для всех сердец». У нее певучая славянская
душа, ее можно пропеть от первой до последней ноты. Шопена, наряду с Моцартом и
Чайковским, причисляют к наиболее выдающимся мелодистам в европейской музыке.
Яркость и самобытность творческой индивидуальности композитора настолько
высоки, что достаточно услышать несколько тактов его музыки, чтобы установить
его авторство.
Фредерик Шопен родился 22
февраля 1810 года в Желязовой-Воле, близ Варшавы. Первоначальное музыкальное
образование получил в Польше у В. Живного, затем в Варшавской высшей
музыкальной школе у Ю. Эльснера. К пяти годам Фредерик прекрасно играл несложные пьесы. Одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять
музыку. Рано проявившаяся гениальность композитора и пианиста развивалась в
творчески насыщенной атмосфере Варшавы, где Шопен усваивал опыт польских
композиторов, а также знакомился с произведениями венских классиков — Гайдна,
Моцарта, Бетховена. Связанный с радикально настроенной интеллигенцией,
после поражения польского восстания Шопен не смог вернуться в Польшу из Парижа,
куда он переехал осенью 1831 года. В Париже Шопен встречается с выдающимися
представителями музыкального мира — Ф. Листом, Р. Шуманом, Ф. Мендельсоном.
Еще будучи ребенком, Шопен привык
играть в кромешной тьме. Садясь за фортепиано, он непременно гасил свечи.
Только так мальчик мог настроиться на нужный лад. Эту привычку он пронес с
собой до последних дней. Даже играя в гостях, Шопен просил погасить свет в
комнате.
Учась играть, Фредерик Шопен
очень полюбил некоторые аккорды, но его детские пальцы еще не могли их брать.
Тогда мальчик решил растянуть свои пальцы и даже придумал для этого
приспособление. Оно причиняло довольно сильную боль. Несмотря на это, юный
пианист носил его постоянно, не снимая даже ночью.
Прислуга, которая жила в доме
Шопена, была уверена, что мальчик сошел с ума. По ночам он вскакивал и бежал к
фортепиано, чтобы играть. Уже позже Шопен стал сам жаловаться на здоровье.
Великий композитор страдал эпилепсией. Недуг сопровождался видениями. К Шопену
приходили умершие родственники, а иногда другие духи, угрожавшие ему. В одном
из своих писем он даже писал, что увидел в чреве своего фортепиано неких
«проклятых тварей».
В возрасте 10 лет Шопен сочинил
марш, посвященный великому князю Константину, который был напечатан, правда,
без имени автора, и даже несколько раз исполнялся военным оркестром.
Известное, пожалуй, всем
произведение «Собачий вальс» тоже сочинил Шопен. У Жорж Санд, с которой он был
в отношениях несколько лет, была собачка, с которой она любила играть. Однажды
женщина обмолвилась, что если бы могла, обязательно сочинила бы песню о своем
четвероногом друге. Желание возлюбленной - закон. И Шопен сочинил чудесный
вальс (опус № 64), который друзья и ученики прозвали «Вальс маленькой собачки».
Композитор был очень чувствителен
в случаях, связанных с женщинами. Его помолвка была расстроена из-за пустяка.
Шопен был влюблен во внучку одного знаменитого музыканта и даже подумывал на
ней жениться. Но его чувство подверглось слишком серьезным испытаниям. Однажды
он пришел в гости к возлюбленной с другом. Девушка предложила приятелю жениха
сесть раньше, чем ему самому. Возмущенный Шопен не вынес подобного оскорбления
и передумал жениться.
Похоронный марш, написанный Шопеном, является вершиной
среди произведений этого жанра. Эта музыка является поистине уникальной и, по
мнению музыкантов, более совершенно передать скорбь просто невозможно.
Зиму 1838—1839 годов Шопен проводит на о. Майорка с
Жорж Санд. Отличавшийся с детства слабым здоровьем, Шопен серьезно заболевает.
Жизнь Шопена осложняется необеспеченностью, разрывом с Жорж Санд.
Прогрессирующий туберкулез постепенно подтачивает его организм, отнимая у
композитора силы, мешая ему работать. Турне по Англии и Шотландии
способствовали распространению его славы в Европе, но одновременно привели к
дальнейшему развитию тяжелой болезни.
Вернувшись в 1849 году в Париж, Шопен умирает. После
кончины его тело из Парижа было перевезено в Желязову Волю, а сердце Шопена
захоронено в одной из стен костела св. Креста в Варшаве.
слепки головы и руки Шопена |
Интересные факты о Шопене и грустные, и печальные, а
его талант остался не превзойденным до сих пор.
Немає коментарів:
Дописати коментар